Угольная отрасль, доходы которой, как сообщил в пространном интервью ТАСС глава Минэнерго Сергей Цивилев, просели на 97% и могут по итогам года упасть в 15–17 раз, нуждается в снижении транспортных тарифов. «Мы обсуждаем и вопрос о снижении тарифов ОАО РЖД, например, через возврат понижающих коэффициентов — 0,4 (на дальность) и 0,895 (на энергетический уголь), и дополнительную скидку в 12,8% для перевозки угля в направлении портов Юга и Северо-Запада»,— рассказал он.
Острое дежавю, возникающее при разговоре об убытках угольной отрасли, может затмить разве что дежавю от обсуждения железнодорожных скидок. Позиция ОАО РЖД неизменна — компания предлагает поддерживать угольную отрасль прямыми госсубсидиями, напоминая, что инвестпрограмма, идущая в том числе на расширение возможностей вывоза угля на экспорт, сверстана исходя из имеющихся тарифов.
«В связи с инфраструктурными ограничениями соразмерно нарастить объем перевозок угля без ущерба другим грузам не представляется возможным»,— отмечают в монополии. Свою позицию насчет скидок ОАО РЖД разъясняло и с других сторон: эффект от них мизерный относительно колебания курса или уровня ставок на перевалку, и вводить их имеет смысл только в обмен на гарантированные объемы. Но к этому, как правило, не готовы грузоотправители, стремящиеся оставить за собой пространство для маневра. Свои потери от возврата понижающих коэффициентов за дальность ОАО РЖД оценивало в 295 млрд руб. в год. А скидки компания называла «невозможными» без компенсационных тарифных решений в отношении перевозок угля на восток, читай — без увеличения экспортной надбавки к тарифу и снижения квоты поставок на восток.
Обсуждения последних пяти лет говорят о том, что выбить у ОАО РЖД скидки угольщикам удается тогда, когда экспортные цены пробивают дно, чего пока не произошло (энергетический уголь FOB Балтика — $85,7 за тонну), и лишь в обмен на гарантии увеличения отгрузки. В 2019 году на фоне ухудшения конъюнктуры рынка угля в Европе ОАО РЖД вводило скидки на северо-запад в обмен на гарантии отгрузки в 15,9 млн тонн, но и этот показатель достигнут не был. Вводили скидки и в 2020 году, когда цены падали до $40 за тонну. Тогда норматив по северо-западу Кузбасс недобрал, и скидка была досрочно отменена. После пандемии ОАО РЖД скидки не вводило, хотя угольщики просили неоднократно, в том числе в этом году.
Влияние и квалификацию господина Цивилева как защитника угольной отрасли трудно переоценить. Но судя по истории вечного спора, для перевеса требуется доказать наличие действительно критических проблем. Если это удастся, мы поймем, что государство оценивает положение угольщиков как более критическое, чем можно судить по цифрам.