Страхование грузов: общие правила
Грузы, так же как и многие другие материальные и нематериальные ценности, нуждаются в страховании. И далеко не все отправители понимают важность страхования от повреждений или гибели груза. Чтобы убытки компании или физического лица не составили больше, чем стоимость груза, необходимо задуматься о минимизации потерь путем страхования.
Страхование грузов производится независимо от типа перевозки: морская, воздушная, речная, сухопутная или смешанная, причем объектом страхования может выступать не только груз, но и сам транспорт.
Выбирая страховую компанию, клиент одновременно выбирает и правила страхования, так как каждое агентство составляет их самостоятельно. Однако большинство пунктов страхового договора разных компаний все же совпадает, так как основанием служит документ «Правила перевозки грузов», составленный в Институте лондонских страховщиков.
Типы страховых договоров различаются условиями:
- «с ответственностью за все риски» - страховщик возмещает оговоренную сумму страхования в случае повреждений или гибели груза
- «с ответственностью за частную аварию» - страховая компания возмещает убытки от повреждений или гибели груза, случившихся во время стихийного бедствия, столкновения или пропаже без вести.
- «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» - страховщик возмещает убытки только в случае гибели груза
В договоре могут быть прописаны случаи страхования, которые особенно важны для страхователя, например, возмещение ущерба, вызванного политическими или другими событиями.
По срокам действия договоры делятся на однократные и генеральные. Однократные страхуют одну конкретную поездку и действительны в течении ограниченного количества времени, как правило до 60 дней. Генеральные заключаются на более длительный срок, обычно на год с возможностью продления. Такие договоры целесообразно заключать, когда грузоперевозки осуществляются с определенной периодичностью.
Страховая сумму или премия зависит от груза, расстояния перевозки и способа доставки. При водной транспортировке ставки также зависят от места нахождения груза, на палубе или в трюме. Размер страхового платежа устанавливается в каждом индивидуальном случае и учитывает условия перевозки, состояние транспортного средства, количество перегрузок и другие факторы.